Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Мои статьи

Трёхуровневое обучение

Трехуровневое обучение - один из возможных путей решения проблемы индивидуализации в обучении. В основу решения этой проблемы должна быть поставлена идея выбора самим учащимся уровня обучаемости. Моя же задача состоит в том, чтобы создать условия для такого выбора.

Программа 1-го уровня. На этом уровне предлагается дать ребятам представление о физической картине мира. Информация лишена подробных математических преобразований, решаются, в основном, несложные, чаще всего качественные задачи. Поурочный опрос не проводится. Отработка материала происходит в следующем порядке:

    • физическая разминка
    • физический диктант
    • работа по выполнению практического задания
    • самостоятельная работа по выполнению аналогичного задания
    •  занятие по вопросам теории
    • зачет

Последний включает устные ответы на вопрос теории и решение задач по выбору ученика.

На 1-ом уровне, как правило, изъявляют желание работать учащиеся, считающие, что физика им вряд ли пригодится в полном объеме в будущем.

На 2-ом уровне изучение физики ведется в объеме государственной программы. Система работы та же, что и на 1-ом уровне.

Но наибольший интерес для меня представляет работа на 3-ем уровне сложности.  Здесь есть возможность использовать все теоретические знания по активизации учащихся на уроках, использовать различные формы и методы работы. Целью многих из них является обучение учащихся умению обобщать знания. Ведь "мышление совершается в обобщениях и ведет к обобщениям все более высокого порядка.

Обобщение знаний можно осуществлять с помощью различных методических приемов:

    • путем использования приема сравнения
    • составление таблиц
    • проведения обобщающих уроков
    • получения обобщающих ответов
    • решение задач
    • поиск аналогий
    • и другие

Все эти приемы особенно хорошо "работают” при закреплении знаний, когда у учащихся имеется уже определенная база знаний и они могут осуществлять "привязку” нового материала к уже известному. Необходимость сравнивать, анализировать, сопоставлять остро стимулирует мыслительную активность учеников.

Ещё с советских времён основной задачей курса физики было не столько ознакомление детей с научной картиной мира, сколько овладение практическими навыками. И это было правильно – но до тех пор, пока большинство учеников предполагало в своей жизни использовать эти навыки. Во многом благодаря такому подходу советская наука и техника достигла выдающихся результатов.

      Однако сегодня ситуация существенно изменилась. У каждого времени свой путь к познанию. У нашего времени – это личностный, творческий. Школьники хотят учиться, но на демократической основе. И на помощь приходит общение. Общение – это урок совместного творчества, совместного мышления, партнёрства, урок свободы.

     Сегодня воспитание и образование неразделимы. Нельзя воспитывать, не передавая знания. Поэтому основные цели образования должны быть направлены на развитие у ребят интереса к физике, формирование навыков думать (анализировать, сопоставлять, сравнивать, уметь делать выводы), развитие творческих способностей каждого ученика. Для достижения этих целей одну из ключевых ролей играет активная мыслительная деятельность учащихся. Для того, чтобы « включить» ученика в активную мыслительную деятельность, сделать его полноправным участником учебного процесса, нужна мотивация. Это – первое из современных требований.

      Мотивация – это то, что побуждает и направляет деятельность человека, для чего он её совершает. Современные психологи считают, что в роли мотивов может выступать ряд причин, вызывающих активность ученика: интерес, влечение, эмоции, привлекающая цель, долг, возможность общения, получение признания и др. Мотивы могут изменятся, их круг способен расширятся и видоизменяться; они могут усиливать или ослаблять друг друга. Развиваясь, мотивы изменяют, перестраивают и обогащают эмоционально-волевую сферу человека. Без мотива любая деятельность, в том числе учебная, никогда не будет эффективной. Второе современное требование – реализация деятельности учащихся на уроке и деятельностного подхода к преподаванию. Сейчас просматриваются два пути реализации для такого подхода к обучению:

1. проведение целых, законченных уроков, сконструированных таким образом, что в них учащиеся сами  « добывают » знания, учатся их углублять, осмысливать, закреплять;

 2. введение в традиционные уроки творческих заданий. Кроме этого неотъемлемой частью урока физики должна стать работа  с учебником или другим учебным текстом.

      

 

Категория: Мои статьи | Добавил: Лолита (07.01.2012)
Просмотров: 857 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: